ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

             в школах, работающих в неблагоприятных социальных условиях

О проекте

«Дети не должны быть заложниками социального или культурного статуса своих семей. Если школы работают в трудных социальных условиях, то и они, а не только гимназии и лицеи, работающие, как правило, с благополучными деть- ми, должны получать специальную поддержку – и методическую, и кадровую, и финансовую».

Президент РФ В. В. Путин  

 

«Стратегия лидерства требует регулярной и честной оценки своей работы, и очень важно за ежедневной рутиной постоянно видеть цель. Мы верим, что воля, вера, даже сила мысли могут изменить мир. Для этого мы все должны придерживаться основного принципа – служить людям. Это и есть наша философия. Наша идеология лидерства».

Губернатор Московской области А. Ю. Воробьев 

Реализация программы поддержки школ Московской области, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях

Губернатором области Андреем Юрьевичем Воробьевым объявлена стратегия лидерства региона в различных сферах, в том числе и в образовании. Одним из институтов, решающих социальную проблему преодоления неравенства возможностей детей является школа. Тема поддержки школ, работающих в сложных социальных условиях, в последние годы прочно закрепилась в повестке дня региональной системы общего образования Московской области как один из ресурсов преодоления неравенства возможностей получения качественного образования и перевода региона на лидерские позиции. При этом важно учитывать специфику региона, где наблюдается разный потенциал территорий. По количеству обучаемых (более миллиона), количеству образовательных организаций (почти полторы тысяч школ) Московская область является одной из крупных образовательных систем России. Наряду с мегаполисами, моногородами с неясной перспективой имеются удалённые от городской цивилизации сельские районы, где проблема неравенства ощущается особенно остро. Актуальным вызовом для Московской области является – значительный рост числа обучающихся из семей мигрантов в районах нового строительства. Поэтому эта задача поддержки школ, работающих с детьми из семей мигрантов, с низким уровнем владения русским языком, организация работы с родителями-мигрантами также оказалась в центре внимания.

2013 год стал стартовым. Институтом образования НИУ ВШЭ Московской области было предложено принять участие в мероприятиях проекта «Школы, работающие в сложных социальных контекстах: возможности улучшения результатов». Данная тематика получила отражение в ключевых стратегических документах образовательной политики области: в Постановлении Правительства Московской области от 30 апреля 2013 г. N 284/18 «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки Московской области», Долгосрочной целевой программе Московской области «Развитие образования в Московской области на 2013- 2015 годы», Государственной программе Московской области «Образование Подмосковья» на 2014-2018 годы, Государственной программе Московской области «Образование Подмосковья» на 2017-2025 годы.

После включения региона в реализацию проекта развернулась деятельность по созданию системы поддержки школ, работающих в сложном социальном контексте. Апробирована модель сопровождения школ, работающих в сложном социальном контексте, со стороны ведущего научно-методического центра системы образования области ГБОУ ВО МО «Академия социального управления». Разработаны различные механизмы поддержки общеобразовательных организаций, работающих в сложном социальном контексте. Среди них:

- укрепление ресурсной (финансовой и материально-технической) базы общеобразовательных организаций, работающих в сложном социальном контексте. Благодаря сотрудничеству с Институтом образования НИУ ВШЭ Московская область стала одним из первых регионов, где был разработан и внедрен механизм конкурсной финансовой поддержки школ, работающих в сложном социальном контексте. Ежегодно, начиная с 2013 года, проводится конкурс на присвоение статуса Региональной инновационной площадки по повышению качества образования в школах, работающих в сложном социальном контексте. Школам - победителям выделяется 1 млн. рублей для реализации программ перехода в эффективный режим работы. Благодаря этому уже в 2013 году появились первые региональные инновационные площадки, пилотные школы, работающие в сложных социальных условиях, которые стали точками развития для перелома ситуации и ресурсными центрами для разработки, апробации и распространения эффективных моделей работы. Таких площадок в области в настоящее время уже 33. Школы, участвующие в проекте с 2013 года, активно оказывают консультационную поддержку другим школам, находящимся в похожих условиях.

Проект актуализировал значимую и в более широком контексте задачу – развитие различных форм профессионального взаимодействия в региональной (муниципальной) системе образования: профессиональных сообществ директоров, педагогов, сетей школ, территориальных предметных (межпредметных) объединений, предметных ассоциаций. Школам - пилотам  была предоставлена возможность участия в мероприятиях по повышению квалификации директоров и педагогов школ. Проектные команды школ участвовали в сетевых мероприятиях по обмену опытом и профессиональному развитию, включая участие в выездных семинарах и тренингах. С 2013 по 2017 год проведены как региональные, так и межрегиональные семинары и встречи при участии делегаций из Ярославской, Ленинградской, Тамбовской областей, Республики Карелия, Алтайского, Красноярского и Хабаровского краев, Томска и др. Концентрация ресурсов позволила подмосковным школам принимать коллег из других регионов у себя. Традиционным стало проведение Летних школ, где коллеги имели возможность повысить свою квалификацию, поделиться опытом. За период реализации проекта проведено четыре Летние школы.

В 2017 году Московская область стала участником мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы в рамках задачи 2 «Развитие современных механизмов и технологий общего образования» по мероприятию 2.2. «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов». В рамках проекта в 100% школ проведен анализ данных об образовательных результатах и внешних социальных условиях работы школ, идентификация группы школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях с учетом критериев и показателей. На основании анализа проведен отбор общеобразовательных организаций, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, для включения в региональную программу повышения качества образования. Количество пилотных школ увеличилось с 20 в 2013 году до 80 школ в 2017 году. Во всех школах созданы проектные команды, проведено повышение квалификации по 15 программам, касающихся различных аспектов деятельности учителей - предметников, классных руководителей, административных работников. Среди них проблемы качества образования, воспитательных технологий успешного социального лифтинга, работы с семьей, с детьми мигрантами и др. Всего в 2017 году обучено 400 человек.

За период участия в проекте разработаны региональная концепция и комплекс мер по поддержке школ области, работающих в сложном социальном контексте, модельные программы перехода в эффективный режим работы.

В целях создания муниципальной инфраструктуры для оказания информационно-методической помощи школам в пилотных муниципалитетах назначены муниципальные координаторы, обеспечивающие организацию деятельности общеобразовательных организаций, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Разработаны модельные муниципальные программы повышения качества образования в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях и дорожные карты по их реализации.

Системная работа позволила достичь следующих результатов и эффектов.

В целом по пилотным школам улучшилось качество знаний (согласно анализу показателей прогресса и результатов ЕГЭ и ОГЭ). Повысился уровень профессиональной компетенции учителей в области сопровождения и оценки индивидуального прогресса обучающихся, работы с детьми с особыми потребностями, учебными и поведенческими проблемами. Изменилось качество преподавания, фокус которого теперь направлен на ученика. Подготовлены различные программы развития индивидуальных способностей школьников, повышения их мотивации к обучению, социальной адаптации. Наблюдается положительная динамика: в достижениях среди детей с неродным русским языком по основным показателям адресного мониторинга на уровне школы; в развитии, обучении и воспитании детей группы риска. Во многих школах нет отсева и второгодников. В отдельных школах снизилось количество детей, состоящих на учете.

Сформированы сети поддержки общеобразовательных организаций, работающих в сложном социальном контексте. Расширилось взаимодействие с родителями, местным сообществом. Сложились партнерские отношения с учреждениями образования, социокультурной сферы. Укреплена материально-техническая и учебно-методическая база. Появились межшкольное партнерство; школьно-университетское партнерство; партнерство с родителями и местным сообществом; расширяется социальное партнерство. Так, между школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, школами с высокими результатами обучения и ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» заключены трехсторонние партнерские соглашения для оказания консультационной поддержки.

Школами апробирован механизм определения социально-экономических характеристик семей обучающихся, которые собираются на основе информации социальных паспортов, ведется учет социального контекста при оценке образовательных достижений школ на основе анализа данных школьной статистики, касающейся социально-экономических характеристик семей учащихся.

Достижения пилотных школ получили общественное признание. Сформирован положительный имидж школ, привлекающий родителей и обучающихся реализуемыми программами, оснащённостью УВП, широким спектром дополнительного образования, благоприятным микроклиматом и комфортностью пребывания детей в школе (по итогам ежегодного анкетирования родителей и выпускников школы). Возросла численность школьников в этих школах.

Среди основных задач на перспективу планируется продолжить формирование региональной и муниципальной инфраструктуры по поддержке школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, реализующих программы повышения качества образования.

Таким образом, проект поддержки школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, оказался проектом, продвигающим всю систему образования Московской области по целому ряду важных направлений.