ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

             в школах, работающих в неблагоприятных социальных условиях

Новости

С 17 по 23 июня 2018 года восемь педагогов из разных уголков России проходили стажировку во Франции

С 17 по 23 июня 2018 года восемь педагогов из разных уголков России проходили стажировку во Франции, где изучали опыт Франции по обучению детей - мигрантов. В их числе Л.В. Москевич, заместитель директора ООШ № 7 г. Дмитрова. Для участия в стажировке необходимо было представить эссе о своем опыте работы с детьми-мигрантами. Эссе Л.В. Москевич было признано одним из лучших, что дало ей возможность стать участником делегации и пройти стажировку. Школа № 7 - школа со сложным социальным контекстом, в которой дети-инофоны составляют 14,6%. Это объясняет необходимость освоения и внедрения в практику работы школы действенных методов обучения таких детей. Что именно нужно сделать, чтобы дать всем качественное образование?

Участие в стажировке позволило познакомиться с работой различных структур Франции, работающих с мигрантами и их детьми.

Миграция во Францию, как и в другие европейские страны, является важным социальным процессом. В контексте социально-культурной адаптации детей мигрантов к условиям страны проводится специальная государственная политика. Ведутся социологические исследования на эту тему, внедряются специальные образовательные программы, позволяющие детям мигрантов быстрее социализироваться и интегрироваться во французское общество.

В школах Франции каждый пятый ребенок в классе – выходец из другой страны, говорящий с родителями на другом языке.

Дети-мигранты, оказавшись во Франции, попадают в ближайшую школу. В школах инклюзивное образование. Детей-иностранцев обучают вместе с французами. Часть уроков ребенок проводит в обычном классе (физкультура, изо, естественные науки), часть – в специальной языковой группе. Срок обучения в ней не более года.

Инклюзивный подход помогает лучше понять сверстников, социальные коды новой страны в целом, а также использовать знания, полученные на уроках французского, в прямом общении со сверстниками. Кроме того, дети-иностранцы могут быть более одарены в других сферах (например, в спорте, английском языке или театральном искусстве), и делиться своими знаниями со своими сверстниками.

Языковые группы – это удивительное педагогическое явление. Здесь встречаются дети из разных стран (порой воюющих друг с другом), с разным уровнем подготовки. В языковых группах работают учителя, прошедшие специальную подготовку. Для оказания методической помощи учителям используются различные подходы: сопровождение преподавателя на его рабочем месте, специальные групповые курсы для учителей, размещение методических материалов на сайтах.

Важный принцип обучения ребенка-мигранта– самостоятельность. Дети трудятся над своими заданиями, обращаясь за помощью к учителю или более сведущим одноклассникам. В классе много справочников, таблиц, карточек с примерами и упражнениями.
Учебный план составляется в зависимости от особенностей детей. В среднем это 15–18 часов французского в неделю. Уроки проводят сразу 2 педагога: основной учитель и ассистент, поскольку в основе не фронтальная работа, а групповая или индивидуальная.

Ведется работа и с родителями: организуют курсы французского языка, знакомят с устройством французского общества и системой образования. Это помогает родителям не только легче войти в жизнь новой страны, но и помочь своим детям в обучении.

Непосредственное взаимодействие с зарубежными коллегами позволило нашей делегации получить информацию о специфике работы с детьми-мигрантами.

Полученная информация поможет спроектировать систему обучения детей с неродным русским языком в нашей школе.